Запуск речи — это медленный процесс. Он требует системной, кропотливой работы родителей, ребёнка и логопеда.

В запуске речи большую роль играет эмоциональный контакт ребёнка со специалистом. Это своего рода мотивация. Ребенок с удовольствием идёт на занятия, в основе которых лежит игра.

В речевом развитии ребёнка важно обратить внимание на контакт «глаза в глаза», на указательный жест, на способность ребенка понимать просьбы взрослого.

Все в жизни развивается в определённой последовательности, имеет свои этапы, время, место.

Речь развивается от крика (0-3 месяца) к гулению (3-6 месяцев), от гуления к лепету (6-10 месяцев) и от лепета к произнесению первых слов (10-12 месяцев). Постепенно к двум годам дети овладевают фразовой речью.

И если, тот или иной этап развития был упущен, например, в результате болезни ребёнка, его нужно восстановить.

Как разговорить молчуна?

Как запустить речевой процесс, если речь не соответствует возрастным нормам или вообще отсутствует?

Как помощь ребенку в освоении и использовании коммуникативных навыков, чтобы он мог выразить свои желания, мысли и эмоции?

Что включают в себя занятия?

Двигательный блок (моторный)

  • Умение прыгать, бегать, лазать, хорошая координация — это лежит в основе речи. 
    В коре больших полушарий двигательный и речевой центры располагаются рядом.
    Поэтому, на занятиях работают с крупной моторикой.
    Под музыку учим с детьми простые движения: ножками топ-топ, ручками хлоп-хлоп, по дорожке прыг-скок и т.п.
  • Движение пальцев рук активизирует отделы головного мозга, отвечающих за речь. Поэтому мы работаем с мелкой моторикой.
  • Пальчиковый массаж и пальчиковые игры проводим под потешки, с использованием музыкального, тематического сопровождения.

Например:
Ёжик, ежик, хитрый еж,
На клубочек ты похож.
На спине иголки
Очень-очень колки.
Хоть и ростом ежик мал,
Нам колючки показал.
А колючки тоже
на ежа похожи…

Песенные артикуляционные упражнения
Они развивают гибкость языка, губ.

ПЕСЕНКИ НА ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ

Например: Гуси-гуси… Га-га-га…

ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Например:
Ля-ля-ля (металлофон);
Динь-динь- динь (колокольчик);
Тук-тук-тук (ложки) и т.п.

Дыхательные упражнения

Речевое дыхание отвечает за звукопроизношение. Плавность и громкость речи тоже зависят от правильного речевого дыхания.

Коммуникативный блок

Для того, чтобы появилась речь, важна потребность в общении со сверстником или взрослым.
На занятия мы стимулируем эту потребность.
Например, игра «Передай бубен…» («На», «Дай») и другие.